НАСТАВНИЧЕСТВО

thumb_image

Нацпроект «Образование»: организация  наставничества в школе

В конце 2018 года был утвержден национальный проект «Образование». Наставничество играет одну из ведущих ролей в его реализации.

Место наставничества в современном образовании

Для начала приведем две главные цели заявленного нацпроекта:

  1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
  2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Поставленные цели будут воплощаться в рамках десяти проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Предусмотрено (в KPI), что к 2024 году не менее 70% обучающихся педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.

Чтобы понять, кто такой наставник в школе и в чем состоят его задачи, обратимся к социальным характеристикам: мир-SPOD и мир-VUCA. Как утверждают эксперты, долгое время мы жили в мире SPOD, что значит Steady (устойчивый), Predictable (предсказуемый), Ordinary (простой), Definite (определенный). В данных условиях выпускники школ и ВУЗов знали свою жизнь наперед. Сейчас произошел переход к миру VUCA — то есть к жизни Volatility (нестабильной), Uncertainty (неопределенной), Complexity (сложной), и Ambiguity (неоднозначной). В этих условиях помимо привычных контекстных и предметных навыков людям крайне необходимы экзистенциальные навыки. Однако окружающая действительность меняется так быстро, что у людей не хватает времени и ресурсов самостоятельно знакомиться со своим «Я», искать личные цели, формулировать мечты, без которых невозможен успех.

Наставничество рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени. 

Наставничество — серьезный, ответственный процесс, поэтому большую роль играет изначальная мотивация педагога. Не стоит путать наставничество с тьюторством, менторством и коучингом, поскольку они решают разные задачи. Задача наставника – помочь наставляемому реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника администрация образовательного учреждения должна помнить, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог ­наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и наставляемого в совместной работе.

Целью наставнической деятельности в системе дополнительного образования является воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее продуктивное развитие и социальную адаптацию путем передачи опыта наставника наставляемому. Акцент наставничества в дополнительном образовании делается на взаимодействие, осуществляемое в неформальной обстановке и несвязанное с официальными отношениями которое позволяет достичь максимально эффективных результатов воздействия на ребёнка.

Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для самореализации и самосовершенствования наставляемого. Наставник помогает ребёнку поставить личную цель,  формируется готовность к саморазвитию.

Наставляемый – ребёнок, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.

Наставническая деятельность  – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Основы деятельности:

Нормативно — правовые документы:

Акты Правительства Российской Федерации

Приказы Минпросвещения России

Распоряжение МОиНСО от 18.01.2021 г № 54-р «О региональной программе многофункционального наставничества педагогических работников в общеобразовательных организациях Самарской области 

Распоряжение МОиНСО от 26.02.2021 г № 194 — р «Об утверждении дорожной карты по внедрению региональной программы многофункционального наставничества педагогических работников в общеобразовательных организациях Самарской области 

Документы, регламентирующие деятельность наставника

Положение о многофункциональном наставничестве в СП-ДЮСШ ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Большая Глушица

Приказ об утверждении Положения о многофункциональном наставничестве в СП-ДЮСШ ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Большая Глушица

Дорожная карта внедрения программы целевой модели наставничества в СП-ДЮСШ ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Большая Глушица на 2024-2025 учебный год (на доработке)

Приказ о назначении куратора по внедрению программы многофункционального наставничества в СП-ДЮСШ ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Большая Глушица

Приказ «О закреплении наставнических пар\групп в СП-ДЮСШ ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Большая Глушица» на 2024-2025 учебный год

Программа работы с молодыми специалистами «Наставничество» Срок реализации 2021-2024 гг

В СП-ДЮСШ рассматриваются три формы наставничества:

«УЧЕНИК-УЧЕНИК»

   

«УЧИТЕЛЬ-УЧИТЕЛЬ»

   

«УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»

      

2024-2025 учебный год

16 ноября на базе СК «Юбилейный» с. Большая Глушица прошел муниципальный этап областного турнира по баскетболу 3х3 среди обучающихся образовательных организаций Самарской области памяти Д.В. Сафронова !
Под руководством педагога дополнительного образования Судариковой Виктории Владимировны прошло судейство игр баскетбола 3х3 с использованием технологии наставничества по форме «учитель-ученик».

Обучающийся — Евгения Перминова на турнире выступила в роли судьи игр!
Судейство — одна из наиболее ответственных ролей при проведении спортивных мероприятий. Его отличает четкое знание правил проведения соревнований, регламента. Чтобы выступать в роли судьи, необходимо уметь быстро принимать решения, отстаивать свою точку зрения, грамотно аргументировать принятые решения. Помогая другим, наставники сами обретают уверенность в своих способностях, формируют профессиональные компетенции.
Использование технологии наставничества в учебно-тренировочном и соревновательном процесах дает положительный эффект физической и тактико-технической подготовленности обучающихся, позволяет повысить интерес детей к занятиям баскетболом.

Так же на играх были задействованы девушки с отделения » Баскетбол» для помощи за секретарским столиком и ведением счета! При проведении соревнований девушки справились со своими обязанностями, грамотно и точно заполнили протоколы, подвели итоги игр в турнирной таблице всех команд!

ПДО: Сударикова В. В.

Ссылка на страницу ВК

2023-2024 учебный год

3 октября, в преддверии Дня учителя и Года наставника и педагога, на базе СП-ДЮСШ ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Большая Глушица состоялась встреча педагога — наставника Бежуткина Владимира Александровича и педагога-наставляемого Скворцова Романа Алексеевича.

Ссылка на страницу ВК

Ссылка на страницу ВК

 5 октября вместе обучающиеся отделения » Баскетбол» побывали в гостях и высказали словами поздравления и благодарности очень хорошему и опытному наставнику , первому моему тренеру по баскетболу — Кудряшовой Татьяне Владимировне!

ПДО: Сударикова В.В.

Ссылка на страницу ВК

В течение сентября-ноября ведётся работа наставника Фирсиной Г. А. с наставляемыми Скворцова Р. А. и Судариковой В. В. в дистанционном режиме на платформе ИКП «Сферум». Решаются вопросы по учебной документации, по проведению занятий, по организации и проведение спортивно-массовых мероприятий.

Наставничество.
Завершившийся год педагога и наставника напомнил всем о том, как много значат люди, ставшие для нас достойным примером. Те, за кем хотелось идти, на кого старались равняться, чьи принципы старались передать другим. У нас в группе «Волейбол»существует традиция, ежегодно старшие ребята берут шефство над вновь прибывшими. Наставники в спорте создают позитивную атмосферу, которая способствует командной работе и дружбе. Объединяет детей, учит их взаимной поддержке и сотрудничеству. Спортивное наставничество поощряет ребят быть самостоятельными в принятии решений и проявлять инициативу. Оно помогает самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их, что важно для личного роста спортсмена. Пример старших товарищей.

ПДО: Астапов Е. В.

Ссылка на страницу ВК

Наставничество!
14 июня прошел муниципальный этап соревнований «Высший класс!» среди родителей учащихся образовательных учреждений м.р. Большеглушицкий.
В данных соревнованиях от отделения «Баскетбол» выступала в качестве судьи — Перминова Евгения!
Это не первые соревнования где она принимает участия в качестве помощника тренера, судьи и т.д.
Она качественно и быстро справляется со своими обязанностями и получает опыт!
Спортивное наставничество поощряет ребят быть самостоятельными в принятии решений и проявлять инициативу. Оно помогает самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их, что важно для личного роста спортсмена. Именно поэтому мы стараемся приобщаться старших воспитанников отделения » Баскетбол» к такому взаимодействию как в коллективе команды , так и в коллективе спортшколы!

ПДО: Сударикова В. В.

Ссылка на страницу ВК